В салоне никого нет, а руль крутится. Чудеса? Вовсе нет. Технологии давно уже не из мира фантастики и фильмов о будущем, а реальные. Старенький трактор, о котором вспоминали лишь в сильные снегопады и привлекали иногда к уборке территории, вдруг обрел новую жизнь — с инновациями. А ведь это ЛТЗ-120Б — сплошная механика. Менять пришлось почти всю начинку.
— Сделать механизм нажатия сцепления, нажатия тормоза, поворота, включение передачи. то есть управление коробкой передач, это мы делали в первый год, — рассказал руководитель студенческого конструкторского бюро «Робототехника» Сергей Мишин.
Работа началась в 19 году. В команде — около 10 человек: это аспиранты, магистры, студенты машиностроительного факультета. Собрал всех увлеченных доктор технических наук Сергей Васильев. Он был связан до этого с сельским хозяйством, поэтому занялся разработкой полезных агрегатов в помощь сельчанам. В прошлом году проект выиграл грант Фонда развития науки.
— Мы смогли проект реализовать с помощью гранта. Этот фонд науки подразумевает разработку современных технических средств, технологий и обязательно с участием студентов, — рассказал заведующий кафедрой прикладной механики и графики машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Сергей Васильев.
Работали над превращением обычного трактора в беспилотный два года, продумывали каждую деталь. Многое сделали сами.
— Все детали этой системы мы делали здесь, у нас на факультете, в наших мастерских, лабораториях, — рассказал декан машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Виктор Гартфельдер.
Перспективы у автономной системы управления — огромные. Работой наших студентов уже заинтересовались за пределами Чувашии.
— У нас есть уже первый заказ — это трактор Уралец, который прибыл к нам из Челябинска, они хотят, чтобы мы сделали также беспилотный трактор с дистанционным управлением, — рассказал заведующий кафедрой прикладной механики и графики машиностроительного факультета ЧГУ имени И.Ульянова Сергей Васильев.
На этом мини-тракторе воплощать идеи с автономным управлением будет проще, признаются молодые машиностроители. Но и свое первое детище они бросать не собираются. Летом этого года у обновленного ЛТЗ были первые серьезные испытания — на Дне поля в Цивильском районе. Для этого команда изобретателей изготовила еще и приспособление для управления гидравликой.
— То есть у нас трактор может управлять включением и выключением вала отбора мощности, может поднимать и опускать гидравлику, навеску, управлять гидравликой, — рассказал руководитель студенческого конструкторского бюро «Робототехника» Сергей Мишин.
Так, изобретатели приделали косилку к трактору и он успешно, без водителя, обработал часть поля, предоставленного для испытаний. Возможностей для использования беспилотных технологий множество — не только в сельском хозяйстве, но и, к примеру, в коммунальной сфере. Это еще не окончательный вариант, команда будет свой агрегат дорабатывать, в планах и использование спутниковых технологий. В Минсельхозе новшеством тоже заинтересовались, возможно, в будущем поля Чувашии будут бороздить именно такие машины.