Чувашия не зря называется краем ста тысяч вышивок и ста тысяч песен. Но если мелодией насладиться можно только здесь, то вышитые изделия можно взять с собой. Традиционный чувашский орнамент сегодня можно встретить на каждом шагу.История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда открылась артель для мастериц ближних деревень. Позднее для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь-художник», которое затем получило название « Паха тĕрĕ», что в переводе с чувашского означает «чудесный качественный узор». Затем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, на котором создавались уникальные изделия. Его продукция отправлялось даже в европейские страны.В рамках празднования 95-летия со дня образования фабрики «Паха тĕрĕ» в МБУК «ЦБС Яльчикского района» прошла встреча с бывшими работниками фабрики Л.А.Палашкиной, З.П.Захаровой, В.М.Гаврушовой. Зинаида Петровна работала начальником в Яльчикском филиале фабрики 9 лет. За это время яльчикские мастерицы изготовили много прекрасных изделий. Это коврики, дорожки, шарфы и палантины….«Многие женщины работали надомницами, это было удобно для женщин с малолетними детьми»,- рассказывает Лиза Палашкина.Надомницей работала и Валентина Гаврушова. За оригинальные узоры, которые она придумывала сама, она не раз была награждена Почетными грамотами и подарками.В рамках празднования 95-летия со дня образования фабрики «Паха тĕрĕ» в МБУК «ЦКС Яльчикского района» библиотекари провели презентацию книжной выставки «В краю ста тысяч вышивок…».Национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу или быть оберегом. Чувашская вышивка — это письменность народа, и орнамент можно читать как книгу. Яркой особенностью чувашской вышивки является черный контур. Его наносят в первую очередь, как будто делают эскиз простым карандашом. А потом заполняют рисунок яркими нитями. И прежде всего красными, так как этот цвет является символом солнца, жизни и радости. Двусторонность композиции на изделиях, просматриваемых с обеих сторон, также является характерной особенностью национальной вышивки. Даже аппликация делается на обеих сторонах изделия. Раньше так выполнялись поясные подвески, платки жениха, покрывала невесты, сурпаны. Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли ни единого узелка, ни концов ниток. Порой трудно различить лицевую или изнаночную сторону изделия. Изумительная чистота, ювелирность, филигранность швов принесла славу чувашской вышивке, об этом можно прочитать в книгах «Чувашские вышивки и куклы Л. Шарковой» Геннадия Иванова-Оркова, «Учитесь вышивать по-чувашски» Е.И.Сергеевой, «Три солнца Татьяны Шарковой», «Народное искусство современной Чувашии» и др.Краеведческий сектор МБУК «ЦБС Яльчикского района» собирает информацию о деятельности Яльчикского филиала «Паха тĕрĕ». В благородном деле сохранения уникальной культуры родного народа мы надеемся на взаимопонимание.