В Чувашии все более востребованными становятся учетно-регистрационные действия с «цифровой» составляющей. Отмечается рост электронной подачи документов по всем направлениям.
К примеру, за 10 месяцев 2020 года доля электронных услуг по кадастровому учету выросла на 43% по сравнению с этим же периодом 2019 года (2020 г. – 10 825, 2019 г. – 7 579). На 42% увеличилось количество заявлений о регистрации прав (2020 г. – 45 075, 2019 г. – 31 706). На 13% превышает прошлогодние показатели подача электронных заявлений от нотариусов (2020 г. – 18 574, 2019 г. – 16 444). От органов местного самоуправления поступило на 18% заявлений больше, чем с января по октябрь в 2019 году (2020 г.- 8266, 2019 г. — 6976).
«Цифровизация гражданского оборота происходит стремительно, проникает в любые сферы бизнеса и быта, — комментирует руководитель Управления Росреестра по Чувашии Екатерина Карпеева. – Сегодня уже невозможно представить мир без IT-технологий. Особенно оценили плюсы цифровых услуг кредитные организации, застройщики, органы местного самоуправления, нотариусы».
Одними из первых удобство электронной подачи документов опробовали представители нотариата. Они начали электронно взаимодействовать с Росреестром с февраля 2019 года с документов по оформлению наследства. Теперь нотариусы отправляют в регистрирующий орган любые удостоверенные ими сделки: договоры купли-продажи, мены, дарения, согласие о перераспределении долей и прочее. Через нотариусов регистрация идет в течение суток с момента оплаты государственной пошлины.
Среди лидеров потребления электронной регистрации также можно отметить банки. Кредитные организации с помощью цифровых технологий имеют возможность не только подать документы на оформление ипотечной сделки, но и погасить ипотеку, оформить закладную и при необходимости внести в нее изменения.
Регистрационная служба отмечает, что к ноябрю 2020 года все муниципальные образования республики, за исключением Новочебоксарска, стопроцентно начали направлять документы на регистрацию через портал.
«Поначалу сотрудникам администраций трудно было перестроить свою работу, но постепенно они разглядели преимущества электронного взаимодействия. Со специалистами было проведено обучение. Им детально разъяснили, как подавать заявки на разные виды объектов в электронном виде. Какие документы и куда следует прикреплять, как пользоваться электронной подписью, — вспоминает руководитель Управления Росреестра по Чувашии Екатерина Карпеева. – Медленно, но уверенно мы пришли к тому, что теперь регистрируем права на объекты по документам, предоставленным администрациями, только в электронном виде».
В основном муниципалы подают документы от лица граждан, которые возвели индивидуальные жилые дома в уведомительном порядке. По завершению строительства домовладельцы обращаются в администрацию о вводе объекта в эксплуатацию. Официально подписав бумаги о соответствии недвижимости градостроительным нормам, администрация направляет в Росреестр документы на регистрацию права на вновь возведенное строение. После оформления права собственности гражданин становится полноправным хозяином дома. Подтверждающий документ он также получает в администрации.
Для населения эта схема очень удобна. Гражданам не нужно самостоятельно заниматься подачей документов в регистрирующий орган. За них по действующему законодательству это обязана сделать местная администрация.
Пресс-служба Управления Росреестра по Чувашской Республике