— Это задание требует вдумчивого чтения. Но часто ученики воспринимают текст как пустой набор знаков, слов. — рассказала «РГ» Любовь Яровенко, финалист конкурса «Учитель года России — 2020», учитель русского языка и литературы Многопрофильного лицея города Муравленко. — Современные дети много читают и пишут, но что? Сообщения, короткие подписи под фото и видео. А в конце ставят смайлики, которые заменяют текст, выражающий эмоции и свое отношение. Вспомните эпизод романа Тургенева «Отцы и дети», в котором речь идет о встрече Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым: «Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал». Одна эта фраза говорит о многом. Но ее надо уметь прочитать и понять. Каким смайликом можно заменить такой текст?
Какое произведение выбрать для домашней тренировки? «Чем больше произведение, тем больше в нем смыслов. Но школьники не очень любят большие тексты. Поэтому можно взять, например, Набокова «Облако, озеро, башня», Бунина «Чистый понедельник», Андреева «Баргамот и Гараська». Это небольшие произведения, но в них много содержательных пластов», — советует педагог.
«На уроках школьники обычно хорошо выполняют такие задания, но на ЕГЭ делают ошибки, — говорит Любовь Яровенко. Возможно, причина в формулировке задания. На уроках тебе говорят: «напиши слово», а на экзамене — «надо найти и указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква, и записать номера ответов».
«Может быть, есть минимальный список произведений, которые надо заставить себя прочитать, чтобы справляться с сочинением на ЕГЭ?»
«Для сочинения на ЕГЭ по русскому языку (задание 27) не нужно специального знания каких-либо произведений. В качестве обоснования собственной позиции можно привлекать жизненный опыт, научную, публицистическую литературу, рассуждения о каком-либо общественном явлении».
Первоисточник: Российская газета