О дошкольном образовании в Чувашии
От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский (1918-1970),
советский педагог-новатор, писатель.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и счастливым. Именно в дошкольном возрасте малыши проходят начальный этап физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития. В этот важный для них жизненный период роль родителей огромна: в семьях закладываются основы воспитания маленьких граждан.
Однако первый и бесценный социальный опыт малыши получают непосредственно в детском саду. Благодаря воспитателям дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретают знания о многообразии окружающего мира, осваивают навыки самостоятельности. Специалистами Чувашстата подведены итоги 2017 года в сфере дошкольного образования в Чувашской Республике.
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на конец 2017 года составило 561 (из них 343 самостоятельные дошкольные образовательные организации). Их посещали 77 тыс. дошкольников (40 тыс. мальчиков и 37 тыс. девочек), из которых 64,2 тыс. детей (83%) в возрасте 3 года и старше. При этом в городской местности функционировало 217 организаций (57 тыс. воспитанников), в сельской — 344 (20 тыс. человек).
Отдавая малышей в детский сад, родители всецело полагаются на высокий профессионализм и опыт сотрудников организации. В 2017 году в сфере дошкольного образования трудилось 6,2 тыс. педагогических работников, из которых 75% было занято в городской местности. В возрастной структуре педагогического персонала преобладают сотрудники в возрасте от 30 до 54 лет (73%), молодежь до 30 лет составляет 14%. Основная доля педагогических работников (61%) имеет высшее (педагогическое) образование, более трети работников (35%) – среднее профессиональное (педагогическое). Почти половина педагогов дошкольного образования работает с малышами более 20 лет, четверть специалистов – от 10 до 20 лет.
Важное значение имеет правильно организованное внутреннее пространство детского сада. В республике в 2017 году в среднем на одного ребенка приходилось 8 кв. м площади помещений, используемой непосредственно для нужд дошкольной образовательной организации. Все самостоятельные дошкольные образовательные организации располагали персональными компьютерами и имели свой сайт в сети Интернет, из них в 253 (74%) организациях компьютеры были доступны для использования детьми. В 305 детских садах оборудованы музыкальные залы, в 175 — функционировали физкультурные залы, а в 31 — закрытые плавательные бассейны. Зимний сад, как экологически необходимый компонент развивающей среды, оформлен в 6 организациях.
Дошкольное образование – первая ступень общего образования маленького россиянина, в процессе которого развиваются общая культура, интеллектуальные и личностные качества, формируются предпосылки для последующей учебной деятельности. Это первый «кирпичик» в построении будущего и ключ к дальнейшему успеху!